Современные требования к уроку диктуют определенный подход к структуре, приемам и техникам, способам
организации деятельности детей, контролю
и оцениванию, самооцениванию и рефлексии. Много написано статей, книг,
монографий, даны подробные рекомендации, учителя-исследователи апробируют
современные технологии и делятся опытом, однако …
Все вышеперечисленное, вызвав сиюминутный интерес, тут же
отправляется на запыленную полку информационных источников, ибо традиционное
лучше. Не спорю, классика всегда в моде, но только это не относится к
современному образованию. Как можно соответствовать требованиям
постиндустриального общества, оставаясь
в парадигме традиционного обучения?
Мы стараемся обогатить урок различными приемами, ищем оригинальные способы включения в урок
средств ИКТ, крутим, вертим, поем, танцуем и пребываем в эйфории от того, как
все красиво и замечательно, как интересно детям, как это познавательно. А если
еще и успеваем все это втиснуть в рамки 45 минут, то восхищения от собственного
профессионализма превосходят все
ожидания. Сразу же возникает ряд вопросов.
Вопрос первый.
Интерес и мотив – это одно и тоже? Можно ли считать подборку фотографий, прочтение стихотворения под музыку,
объявление детям темы урока, целей и задач и т.д. мотивацией?
Вопрос второй. Можно ли выполнение заданий в группах считать
работой над проектом, а полученный результат – продуктом?
Вопрос третий. Является ли обозначение цветом и смайликами
эмоционального отношения к собственной работе на уроке и содержанию рефлексией?
Вопрос четвертый.
Самооценивание - это выставление
себе отметки за работу над заданием, за внимание на уроке и проявленный
интерес?
Посещая различные уроки,
как своих коллег, так и учителей других школ, все чаще прихожу к выводу
о подмене. Происходит подмена понятий, идей и при этом образованные люди
искренне не понимают «почему все вышеперечисленное не имеет отношения к
системно-деятельностному подходу».
Трудно сказать, насколько эффективным будет поиск ответов на
поставленные вопросы, но одно я знаю точно, что неравнодушный пытливый учитель задумается, проанализирует
свой опыт, соотнесет его с требованиями времени и современных детей и, может
быть, начнет меняться.
Осмысление собственной педагогической деятельности привело к
пониманию того, что:
- Мотив может порождаться потребностью разрешить некое противоречие или проблему.
- Решение задач в группах, моделирование ситуаций и объектов, построение схем и таблиц на основе информационных источников не являются разновидностями проекта.
- Рефлексия – это осмысление себя, своего внутреннего мира, изменений, которые происходят в себе, отношение к увиденному, услышанному, освоенному. Это разговор с собой!
- Самооценивание - оценка личностных изменений, «качественного прироста».
Попробуйте и вы ответить на четыре вопроса и соотнести
ответы со своим педагогическим опытом.
С
пониманием очевидных фактов приходит
очевидное решение!
Комментариев нет:
Отправить комментарий